Словарь терминов: Рули, джойстики, геймпады

Общие характеристики

Тип контроллера

Мышь и клавиатура – эти средства управления на персональном компьютере стали уже традиционными. Но для некоторых видов компьютерных игр (к примеру, для автосимуляторов) лучше применять специальный контроллер. Самые популярные контроллеры - руль, джойстик, геймпад и штурвал.
Геймпад пользователь держит двумя руками. Большие пальцы рук используются для управления (в некоторых моделях в управлении задействованы еще и указательные). Геймпад идеален для тех игр, где игроку необходимо выполнять много движений – прыгать, драться и т.д. Геймпад – это стандартное средство управления в современных игровых приставках.
Джойстик используется с целью управления в авиасимуляторах. Выглядит джойстик как закрепленная на платформе рукоятка. Навороченные и дорогостоящие модели джойстиков оснащены еще педалями и еще одной дополнительной рукояткой для изменения работы двигателя.
Руль - служит для имитации настоящего руля автомобиля. Применяется для управления автомобилем в автосимуляторах. В комплекте зачастую имеются также педали газа и тормоза (иногда сцепления) и коробка передач.
Штурвал – служит для имитации настоящего штурвала самолета. Применяется для управления самолетом в авиасимуляторах.

Тип связи

Способ подсоединения контроллера к персональному компьютеру или к приставке.
Разработаны два типа связи, это беспроводной тип связи и проводной.
Контроллер без проводов, естественно, удобнее, но он нуждается в периодической зарядке аккумулятора.
Проводной не так удобен, но напрочь избавляет от забот по своевременной зарядке аккумулятора.

Радиус действия беспроводной связи

от 1.5 до 12 м

Наибольшее расстояние между контроллером и ресивером, при котором еще будет работать качественная беспроводная связь. При появлении между источником и приемником препятствий, а также при влиянии помехами на беспроводную связь посторонних устройств, дальность беспроводной связи значительно снижается. Почти все беспроводные контроллеры характеризуются радиусом работы примерно 10 метров.

Тип поддерживаемого API

Различают два типа поддерживаемого геймпадами API: XInput и DirectInput.
API – это интерфейс, обеспечивающий взаимодействие игры и контроллера. Преимущественное большинство устройств поддерживают DirectInput, и подойдут для эмуляторов консолей и старых игр.
Современные модели геймпадов поддерживают также API XInput и совместимы с Xbox 360 и играми, которые портированы с данной консоли на PC или имеют логотип «Games for Windows».

Функциональность

Виброотдача

При помощи встроенных в контроллер вибромоторов функция виброотдачи позволяет имитировать физические воздействия в виртуальном мире (тряска, отдача при стрельбе и т.п.)

Обратная связь

Имеется функция обратной связи.
Обратной связью называют имитацию в виртуальном мире каких-либо воздействий извне на игрока, это может быть, например, отдача при стрельбе или тряска при езде машины по пересеченной местности. Обратная связь выполняется через вибромоторы, встроенные в контроллер.

Число аналоговых стиков

от 1 до 12

В геймпаде данное число аналоговых мини-джойстиков.
В выпускаемых сегодня геймпадах зачастую применяются два мини-джойстика. Правый мини-джойстик используется для управления камерой, а левый применяется для управления передвижением.

D-pad

Руль или геймпад оснащен D-pad (directional pad).
D-Pad - это система, контролирующая направление движения. Применяется D-Pad почти в каждом современном геймпаде. Данная система объединяет в себе четыре кнопки, что позволяет передвигаться по восьми направлениям - по диагонали, влево, вправо, вверх, вниз.
D-pad в устаревших геймпадах применялся для управления передвижением. В выпускаемых сегодня моделях для достижения этой цели применяется мини-джойстик. Функции же D-pad в зависимости от компьютерной игры изменяются.
D-pad также активно применяется для переключения видов во многих выпускаемых сегодня моделях рулей.

Число кнопок

от 1 до 38

Количество кнопок контроллера.
Кнопки предназначаются для выполнения разнообразных действий – стрельбы, прыжков, различных ударов и так далее. Для выпускаемых сегодня компьютерных игр вполне хватает 10-12 кнопок на геймпаде.

Ручка управления двигателем

Для управления двигателем имеется отдельная ручка.
Применяется в авиасимуляторах (изменяет величину тяги). Если ручку толкать от себя, то тяга будет расти, а если на себя – будет падать. На данной ручке могут размещаться и иные дополнительные переключатели и кнопки, предназначены они для управления иными функциями виртуального самолета.

Число осей

от 2 до 13

Количество осей плавного регулирования.
Оси дают возможность какую-либо характеристику, которая влияет на перемещение самолета, плавно изменять. Главные оси, применяющиеся в авиасимуляторах:
- тангаж – увеличение или уменьшение наклона рулей высоты. Толкаем ручку от себя - летим вниз, тянем на себя - вверх;
- крен - увеличение или уменьшение относительно горизонта угла наклона крыльев. Осуществляется крен наклоном вправо/влево ручки;
- увеличение или уменьшение тяги двигателя;
- руль направления - служит для осуществления в горизонтальной плоскости скольжения самолета. В тех джойстиках, которые имеют большое число осей, пользователь может оставшимся осям назначить функции приближения/удаления обзора из кабины, функции управления закрылками, шагом винта, триммером и т. д.
У джойстиков самых простых моделей имеется 2-3 оси, у модели подороже осей больше - 5-7 шт.

Число переключателей вида

от 1 до 8

Число переключателей вида, которое имеется в контроллере.
Пилот в реальности из кабины самолета может осмотреться для оценки обстановки. Он может повернуться вправо и влево, не поворачивая при этом весь самолет. В играх, где имеется возможность "крутить головой", переключатель видов ("хатка", hat switch) позволяет это делать. В некоторых случаях пользователь может назначить переключателю видов и иные функции, например, управление тягой двигателя или навигацию по пунктам меню.

Диаметр руля

от 19 до 33 см

Диаметр рулевого колеса. Стандартный диаметр рулевого колеса – от 25 до 30 см.
Помните, что рулем слишком маленького или слишком большого диаметра пользоваться неудобно. Если руль для компьютерных игр вы приобретаете ребенку, то размер (диаметр) не должен превышать 20 см.

Угол поворота руля

от 1 до 1080 градусов

На этот угол пользователь может повернуть рулевое колесо, измеряется угол от одной крайней точки до второй. Почти у всех моделей угол поворота равен не более 300 градусов, вот почему виртуальное вождение с подобным рулем больше напоминает управление гоночной машиной. Только малая часть имеющихся в продаже рулевых колес имеет угол поворота в 900 градусов.

Коробка передач

В комплект с рулем входит еще и коробка передач.
Данный элемент управления копирует работу коробки передач обычного автомобиля. Коробка передач дает возможность переключать скорости. Выполняется как отдельным блоком, так и в виде рукоятки, размещенной на рулевой панели.

Число передач

от 2 до 7

Число скоростей, которое с помощью коробки передач пользователь может выбрать.
Рули дорогостоящих моделей имеют 6-7 передач.

Педаль газа

Имеется педаль газа.
Руль зачастую поставляется вместе с педалями газа и тормоза. В более навороченных моделях есть еще и педаль сцепления.

Педаль тормоза

В комплекте имеется педаль тормоза.
Производители в комплект к рулю добавляют еще и две педали - газа и тормоза. Иногда определенные модели оснащаются и третьей педалью - сцепления.

Педаль сцепления

В комплекте имеется педаль сцепления.
В комплекте с рулем обычно продаются еще и педали тормоза и газа. Некоторые модели производители снабжают еще и педалью сцепления.

Детектор движения

Контроллер оснащен функцией выявления движения.
Детектор движения позволяет управлять событиями в компьютерных играх перемещая или наклоняя геймпад, а не только лишь нажимая на нем кнопки.
Данной функцией оснащены многие контроллеры для игровых приставок PlayStation 3 и Wii.

Акселерометр

Акселерометр представляет собой датчик определяющий положение устройства в пространстве и обеспечивающий измерение ускорения. Акселерометр позволит измерять ускорение и положение устройства сразу в нескольких плоскостях, что обеспечит более точную координацию и согласованность виртуального и реального пространства.

Гироскоп

Гироскоп – пространственный сенсор, предназначенный для определения положения устройства относительно неподвижной системы координат. Трёхмерный акселерометр не способен давать точное измерение параметров вращения при высокодинамичных движениях. Гироскоп же, взаимодействуя с акселерометром, способен определять положение устройства в пространстве с высокой точностью. В тех моделях, где используется только акселерометр, точность измерений ниже, особенно при быстром перемещении.

Количество вспомогательных лепестков геймпада

от 2 до 6 шт

Для расширения возможностей управления некоторые геймпады оснащаются вспомогательными переключателями-лепестками. Как правило, они находятся с задней стороны геймпада. Лепестки могут дублировать нажатие уже имеющихся кнопок, либо позволяют назначить горячие клавиши для быстрого доступа к определенным элементам интерфейса в видеоигре.

Количество трекпадов

от 1 до 2 шт

Наличие на поверхности контроллера трекпада – сенсорной области, которая позволяет более точно управлять объектом в видеоигре. Трекпад может выступать в качестве вспомогательной кнопки, либо заменять собой стики, эмулируя работу мыши или работу самих стиков.

Поддержка профилей

Более дорогие и функциональные геймпады оснащаются дополнительным ПО обеспечивающим поддержку встроенных профилей позволяя переназначать функции кнопок и хранить в памяти настройки уникальных раскладок для разных видеоигр.

Разъем для стереогарнитуры

Наличие разъема для подключения стереогарнитуры непосредственно к контролеру. Данная функция будет особенно удобна, если гарнитура имеет стандартную небольшую длину кабеля.

Дополнительная информация

Материал оплетки руля

Из данного материала сделана оплетка руля.
Если на руле имеется кожаная или резиновая оплетка, то руки игрока во время процесса игры не будут скользить.

Встроенный дисплей

Контроллер оснащен встроенным дисплеем.
Во время компьютерной игры на данном дисплее будет отображаться разнообразная полезная информация (выбранный режим работы, игровой профиль, время и так далее).

Источник питания

Тип применяющихся в беспроводном контроллере элементов питания.
Зачастую это аккумуляторы собственного формата либо батарейки типа AA. Аккумуляторы подходят лишь для определенной модели контроллеров. И у первого, и у второго варианте имеются и достоинства, и недостатки. Разрядившиеся батарейки AA легко заменить новыми, их можно приобрести в любом магазине. Контроллеры на аккумуляторах специального формата можно подзаряжать без каких-либо отдельно приобретаемых аксессуаров. Минус – в экстренной ситуации заменить разряженные элементы питания не получится.

Время работы

от 1 до 300 ч

Наибольшая продолжительность работы беспроводного контроллера от одного комплекта батарей или одного заряда аккумулятора.
Чем данный показатель будет больше, тем реже нужно будет ставить на зарядку элементы питания.

Длина кабеля

от 0.8 до 4 м

Длина кабеля, которым оснащен проводной контроллер.
Следует решать заранее, какая вам потребуется длина провода. Очень длинный кабель станет мешаться под ногами, а очень короткий кабель ограничит движения играющего и тем самым уменьшит удобство применения.

Цвет

Основной цвет корпуса контроллера.

1K.BY использует cookies для удобства пользователей. Вы можете запретить сохранение cookies в настройках своего браузера.
Ознакомьтесь с Пользовательским соглашением и условием обработки персональных данных.